На главную
Регион: Не указан
Нужен ли нам техосмотр?
04.08.2010 15:18

В чем смысл техосмотра и как он реализуется в развитых государствах

По закону техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать его безопасность. Это требование хорошо понятно любому автомобилисту. Даже далекий от техники человек осознает, что проблемы с рулевым управлением или тормозами автомобиля, равно как и неработающий в темное время суток свет, представляют угрозу здоровью и жизни при управлении таким автомобилем. Здоровью и жизни водителя и пассажиров - как минимум. Как максимум - здоровью и жизни прочих участников дорожного движения.

На максимум понятия хватает далеко не у всех. Поэтому серьезные проблемы в большинстве случаев решаются вовремя. И все же считается, что мы слишком безответственно относимся к состоянию своих авто и оно - состояние - нуждается в контроле свыше. А вдруг водитель технически неграмотен, чтобы почуять неладное? А вдруг он почуял неладное, но слишком глуп, чтобы оценить степень опасности? А вдруг его авто имеет ряд неполадок, которые находятся в латентной стадии и не могут быть диагностированы без специального обследования?

Государственный техосмотр транспортного средства, по идее, предполагает диагностику его основных узлов на предмет своевременного выявления и последующего устранения неисправностей, способных повлиять на безопасность дорожного движения. Обязательный технический осмотр автомобилей практикуется во всех цивилизованных государствах. Однако подход к проведению техосмотра у нас и у них - это «две большие разницы». За них можно только порадоваться, нам же можно только посочувствовать…

В развитых государствах у автовладельца нет нужды «прислушиваться» к своему авто. Он ездит на хорошем молодом автомобиле и ничего не смыслит в этом сложнейшем организме. Да и зачем? Организм, как правило, абсолютно здоров, потому что у него хорошие гены и он регулярно бывает станции техобслуживания, где проходит необходимые профилактические процедуры. Это вроде плановых визитов к стоматологу. При первых же признаках кариеса осуществляется лечение - безболезненное и недорогое. И опасений, что доктор настоит на удалении подлежащего лечению зуба, или что вместо больного зуба займется здоровым - нет.

За границей автомобилям, изначально имеющим отличные технические данные, обеспечивается «здоровый образ жизни» (помимо профилактики нужно учитывать благоприятный климат, высокое качество топлива, превосходное состояние дорог). Техосмотр там - полезная вещь, которая позволяет продлить молодость автомобиля и сохранить его функциональность, своевременно обнаруживая и устраняя мелкие неполадки. Без длительного ожидания в очередях, без недобросовестных и некомпетентных работников, обслуживающих ТС, без вытягивания денег за выполнение необоснованных процедур. А если выявляются серьезные неполадки - автомобиль продается за бесценок или списывается.

При таком раскладе никто не пытается избежать технического осмотра, напротив, отношение к нему довольно благосклонное. Что плохого в том, чтобы проверить - все ли в порядке? Тем более, если при обнаружении неисправности она будет немедленно и профессионально устранена...

Как проходит техосмотр в РФ и влияет ли он на безопасность дорожного движения

А что у нас? У нас, по данным Движения автомобилистов России, порядка 70% автовладельцев получают талон техосмотра с помощью связей или взяток. А ведь приобретение липового талона стоит в десятки раз дороже, нежели его получение законным путем. Да только законный путь уж больно тернистый. Удручает все - ожидание в очередях (по-совдеповски гнусных - на станциях техосмотра зачастую туалета даже нет, не говоря уже о кафе или закусочной); необходимость предоставлять медицинскую справку (при чем тут состояние авто?); многопроцентная вероятность завалить техосмотр.

Последнее особенно касается владельцев отечественных автомобилей. Скорее всего, те 30% автовладельцев, что получили талон техосмотра после успешного прохождения предусмотренных тестов, обладают иномарками одного-семи лет отроду. Неприятности с техосмотром подстерегают автомобилистов, эксплуатирующих авто отечественного производства и старенькие иностранки. А это три четверти российских автовладельцев, так что посмотрим на проблему техосмотра с их точки зрения. Бывалые водители, имевшие удовольствие управлять «Москвичем», говорят, что понятие «ручник» у транспортного средства этой марки отсутствует. То есть ручной тормоз предусмотрен в конструкции автомобиля, и рычаг находится в положенном месте, но функций своих он не выполняет. К счастью, данный дефект, особенно если водитель о нем осведомлен, практически не влияет на безопасность дорожного движения, однако пройти техосмотр при наличии такого дефекта невозможно. А ездить-то нужно! И ездят!

Но бог с ним, с «Москвичем», возьмем новенький, только что сошедший с конвейера «ВАЗ». Пройдет он государственный техосмотр с первого раза? Автору статьи известен случай, когда осмотр был завален из-за того, что «поворотники» девственно новых «Жигулей» мигали с ненормативной скоростью. Известен и другой случай, когда при попытке выяснить, отчего машину все время тянет в сторону, оказалось, что значительно нарушена геометрия ее кузова. Речь об автомобиле, бывшем в эксплуатации всего полтора месяца и не попадавшем в аварию. Да таких случаев не перечесть, многие сталкивались с подобными «сюрпризами» на собственной практике.

Новый законопроект о порядке прохождения техосмотра предусматривает возможность получения талона ТО для нового автомобиля одновременно с постановкой на учет. По словам Бориса Савина, начальника отдела разработки проблем технического надзора, регистрации и экзаменационной деятельности (НИЦ БДД) России, техническую исправность транспортного средства в этом случае гарантирует завод-изготовитель и реализовавший авто дилер. «По сути, процедура постановки нового автомобиля на учет полностью дублирует механизм получения ТО. При постановке на учет у автомобиля не проверяются только технические характеристики, но в этом и нет смысла, так как автомобиль новый», - уверен Савин.

Так ли это, господин Савин? Из приведенных выше примеров видно, что не так. Отечественный автопром все время своего существования выпускает и реализует негодные к управлению автомобили. И все это время правительство РФ призывает нас поддерживать российского производителя - покупать эти ТС и ездить на них. Может быть, поэтому с нас и снимают такую обузу, как прохождение первого ТО при покупке нового автомобиля? Вроде очередной стимулирующей меры? Первый техосмотр переносится на четвертый год жизни автомобиля, целых три года можно не заморачиваться. Интересно, как это повлияет на безопасность дорожного движения?

По статистике, более 50% машин, попавших в ДТП, были технически неисправны (кстати, это не значит, что ими не был пройден государственный техосмотр). Есть о чем призадуматься и даже, может быть, стоит лишний раз проверить функциональность особо важных узлов своего авто. Но - для себя, а не для галочки. И без бессмысленных попыток доводить «ведра с гайками», которые не стали таковыми в процессе эксплуатации, а были изначально, до состояния, при котором получить талон техосмотра где положено и как положено, стало бы реальностью. Так же не имеет смысла менять начинку стареньких, но бодрых и вполне безопасных при езде иномарок.

Кому это нужно? Наведение лоска ради одного торжественного дня ничего не гарантирует - в среднестатистическом автомобиле отечественного производства для поддержания идеального технического состояния пришлось бы ковыряться чуть ли не ежедневно. Если этого не делать, то, попади такой автомобиль в аварию через пару месяцев, о его технической исправности говорить было бы уже поздно. В таком случае как же можно утверждать, что прохождение техосмотра влияет на безопасность дорожного движения и помогает снизить количество ДТП?

 
Объявления
Продаю
Chevrolet Aveo
цена: 410 000 руб.
Продаю
ГАЗ 330202
цена: 550 000 руб.
Продаю
Jeep Grand Cherokee
цена: 500 000 руб.
Подать Все объявления
Это интересно
В 1929 было изобретено первое автомобильное радио.
Голосование
Какой привод вы предпочитаете?